Возрастные задачи в процессе становления личности ребенка
Возрастные задачи в процессе становления личности ребенка
4-6 лет |
6-8 лет |
8-10 лет |
10-12 лет |
13-15 лет |
16-18 лет |
|
Умение считаться с другими |
|
|
|
|
|
Умение обсуждать проблему и договариваться. |
Независимость |
|
|
|
|
Уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с родителями. |
Найти свое место в семье, определить свои отношения с родственниками и родителями, уметь решать проблемы без конфликтов. |
Учеба |
Работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность. |
Приобретать знания, умения и навыки учебы в начальной школе. |
Старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться. |
Учеба, направленная на выбор профессии. |
Самостоятельный выбор учебы для приобретения профессии, самостоятельность в учебе. |
Дружба |
Находить друга (друзей) среди детей своего и противоположного пола |
Поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому. |
Самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного «лучшего» друга. |
Поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками. |
Готовность к дружбе, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства. |
Умение оценивать другого, контакты с другими, умение выразить свои чувства, ухаживать за другими и т.д., постоянство чувств. |
Авторитет и инстанции |
Неподчинение властям, протест против требовательности. |
|
||||
Дом. обязанности |
Убирать свои вещи игрушки. |
Помогать по хозяйству дома (ухаживать за животными, на даче и т.п.), заботиться о младших и других членах семьи. |
Выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений (ходить в магазин, мыть посуду и т.д.) |
Помогать на даче и в доме (уборка, стирка и т.д.) |
||
Пользование элементарными инфраструктурами |
Включать и выключать телевизор, магнитофон и т.д. |
Пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном. |
Самостоятельное пользование инфраструктурой. |
Обладать необходимыми навыками пользования инфраструктурой. |
Безопасность и здоровье |
Быть осторожным на улице, не подвергать себя опасности, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми |
Уметь делать выбор. |
Предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности. |
Самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и развитием. |
Вести здоровый образ жизни, вовремя остановиться при наличии вредных привычек. |
|
Свободное время |
Уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие. |
Полноценно проводить свободное время. |
||||
Интимность и сексуальность |
Открытие для себя телесных изменений, сексуальность. |
Половая идентификация, выбор партнера для любви и продолжения отношений с ним. |
||||
Создание и поддержание в порядке собственных жилищных условий |
Уметь подчиняться правилам, установленным там, где живешь. |
Уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь. |